Святитель Гликерий (Тэнасе)

Святитель Гликерий (Тэнасе) родился 9 февраля 1892 г. на Буковине, в селе Миховени, недалеко от города Сучава (Молдавия) в бедной крестьянской семье. Родителей его звали Николай и Рахила. Мальчик был крещен с именем Георгий в честь святого великомученика Георгия. Он рано остался сиротой и был взят в дом деда Иллариона Тэнасе, который воспитал его в христианском благочестии.

В 1916 г., в возрасте 25 лет Георгий вступил в монастырь Четэцуйя, вблизи Ясс и вскоре принял монашеский постриг с именем Гликерия. Затем он был рукоположен во иереи и направлен настоятелем в небольшой скит Прокров (Покров)

В помощь Гликерию был прислан из монастыря Нямц иеродиакон Давид (Бидаску). Гликерия и Давида связала искренняя и глубокая дружба, которую они пронесли через всю жизнь. Вместе они переносили гонения, тюрьмы и лишения.

Когда в 1924 г. Румынская Православная Церковь перешла на новый календарь, Гликерий, Давид и все остальные насельники скита Покров (а их было двенадцать) отказались подчиниться указу Синода и продолжали служить по старому календарю. Настоятель лавры Нямц, новостильный епископ Никодим (Мунтяну), будущий румынский патриарх, пригласил к себе Гликерия, советовал быть сговорчивее, принять новый календарь, обещая в этом случае передать под его начало еще один скит, но Гликерий решительно отказался и вместе с диаконам Давидом Бидаску покинул скит Покров.

В уединенном месте под названием Ущелье Короя (недалеко от скита Сихла) они устроили себе землянку, и там проводили суровую жизнь в трудах и непрестанной молитве. Часто подходили к их землянке дикие звери, но не трогали их.

Поначалу святого Гликерия осаждали сомнения «Как же так, — думал он, — вся страна, все иерархи, иереи, богословы и люди высокого ума перешли на новый стиль; а я один иду против течения. Может быть, это ошибка, и я грешу перед Господом?». Однажды ночью у него было видение. Две тучи двигались друг другу навстречу: одна — с Запада, страшная, черная, с черными крестами, другая — с Востока; светлая, с золотыми крестами, а над ней собор архиереев в светлых шитых золотом ризах. Облака столкнулись; первое провалилось и превратилось в море, затопившее весь мiр. В этом море плавал Гликерий, совершенно один, тщетно борясь с волнами. Чувствуя, что утопает, он горько заплакал. И увидел, что к нему по волнам идет человек в монашеских одеяниях, с обликом Иисуса Христа. Приблизившись, Он подал Гликерию руку и сказал: «Ты видел все это. Теперь иди и говори всем, что конец мiра близок». Это видение укрепило Гликерия в его исповедничестве.

Через некоторое время к святому Гликерию присоединились иеромонах Памво и два его брата-монаха, покинувшие монастырь Сихэстрия из-за несогласия с календарной реформой. Они устроили себе келлии неподалеку от землянки Гликерия, и так образовался маленький лесной скит. Святой Гликерий и Давид совершили паломничество на Афон. Там старостильный игумен — румын Иоасаф облек их обоих в великую схиму.

Прошло три года. Два пастуха из соседнего села Вынэторь-Нямц случайно наткнулись на Тайный скит и стали просить святого Гликерия, чтобы он духовно окормлял их. Гликерий устроил в доме одного из этих крестьян часовню, и многие жители села стали посещать там службы и вернулись на старый стиль.

Узнав об этом, новостильный иерей того села донес жандармам, и о. Гликерий был арестован. Он провел в заключении три месяца. Каждую ночь пьяные жандармы приводили его в подвал и жестоко избивали: когда уставал бить один, бил другой. После освобождения Гликерию запретили жить в лесной землянке, и он поселился скрыто у верных в городе Тыргу-Нямц,

Богослужения и требы он совершал по домам тайно.

Жандармы искали его повсюду. Однажды явились его арестовать, но святой успел выйти задним ходом. Босой и полуодетый, он бежал по снегу и скрылся в соседнем доме. В другой раз жандармы нагрянули, когда он в одном из домов совершал водосвятие. Но верные были на страже, и, по условному сигналу колокола, Гликерий скрылся. Наконец Гликерия и Давида схватили, но вскоре им удалось бежать из тюрьмы.

В 1930 г. святой Гликерий совершил паломничество в Святую Землю. Там он встретил румынских иереев-новостильников, которые предложили ему совершить вместе с ними богослужение, но Гликерий сказал, что он не служит с теми, кто придерживается нового календаря. На Пасху он сослужил в русском монастыре архиепископу Анастасию (Грибановскому), будущему Первоиерарху РПЦЗ.

На обратную дорогу денег у него не было, но некий архиерей, которому он исповедовался во время Великого Поста, дал ему деньги, продукты и даже проводил до порта Яффо.

По возвращению в Румынию святой Гликерий начал строительство старостильных церквей. За год было построено семь сельских храмов. В то же время Гликерий добыл небольшой типографский станок, и отпечатал церковный старостильный календарь и несколько брошюр против новокалендарного обновленчества, распространяя их в народе. К нему присоединились три афонских иеромонаха: Зосима, Варух и Гимнасий.

Однажды на престольный праздник святой Гликерий служил в храме села Рэдэшени. Местный иерей-новостильник донес жандармам, и жандармы явились его арестовать. Св. Гликерий пытался бежать, но жандармы схватили его, били ногами и прикладами, и протащили его под забором из колючей проволоки. Подоспевшие крестьяне-старостильники, вооружившись вилами, отбили о. Гликерия у жандармов. Он был весь изранен, на ноге была большая рана (от этой раны он страдал до конца жизни). В Румынской Старостильной Церкви не хватало священников и не было архиерея. В связи с этим в 1935 г. святой Гликерий вместе с о. Гимнасием и неким афонским монахом-румыном прибыл в Афины. Св. Гликерий просил старостильных греческих епископов, чтобы они рукоположили во архиереи о. Гимнасия или же афонского монаха, но епископы ничего не могли сделать без благословения их предстоятеля, митрополита Хризостома Флоринского, которого — по настоянию новостильного афинского митрополита — английские власти удерживали в Палестине (в то время Греческая Старостильная Церковь также переживала гонения).

Святой Гликерий двинулся в Югославию. Деньги у него кончились, и он сильно бедствовал. Он посетил храм Русской Зарубежной Церкви в Белграде, где служит митрополит Анастасий. К тому времени о. Гликерий уже два дня ничего не ел и сильно ослабел. Некая женщина, бывшая в храме, сжалилась над ним и приютила в своем доме.

Митрополит Анастасий дал святому о. Гликерию совет обратиться к епископу Русской Зарубежной Церкви Серафиму (Ляде) и просить его поехать в Румынию для рукоположения старостильных иереев. Епископ Серафим в то время был в Вене. Св. Гликерий отправился туда, но Владыка Серафим ехать в Румынию не решился, зная насколько это опасно.

Между тем в Молдавии все больше и больше людей возвращались на старый стиль. Строились новые старостильные храмы и монастыри.

1 сентября 1936 г. святой Гликерий выехал на освящение церкви в село Бухальница-Нямц. Его сопровождали 4000 крестьян на 500 подводах. Когда обоз проходил через город Пьятра Нямц, им преградили дорогу жандармы и солдаты с пулеметами, Св. Гликерий и многие другие монахи и мiряне были арестованы. Св. Гликерия жестоко били по голове резиновыми дубинками. Давида Бидаску били прикладами; от полученных ран Давид страдал до конца своих дней.

По приказу новостильного румынского патриарха Мирона (Кристи), который был в то время также и премьер-министром, арестованные иноки были заключены в монастыре Езеру, а все старостильные храмы — их было тогда около сорока, — и монастыри были разрушены до основания. Святой Гликерий провел в тюрьме два года, и затем вновь был арестован по ложному доносу иерея-новостильника, что он якобы связан с террористической организацией Железная Гвардия и был отправлен в лагерь для железногвардейцев Мяркуря Кючъ. В ноябре 1939 г. в лагерь пришел приказ: всех заключенных расстрелять. Первую партию расстреляли в четыре утра. Вторая должна была быть расстреляна в шесть. Св. Гликерий оказался во второй партии. Со слезами, на коленях он молился Божией Матери и услышал дивный голос, который сказал, что ему и всем оставшимся будет сохранена жизнь. И, в самом деле, в эту ночь Совет Министров принял решение отменить расстрел, и все бывшие в лагере вышли на свободу.

Не дожидаясь нового ареста, святой Гликерий вместе с диаконом Давидом Бидаску укрылись в лесах. Там они устроили себе землянку, и так прожили всю войну. Преданные им старостильники, жители ближайшего села Слэтиоара снабжали их всем необходимым, и делали все возможное, чтобы скрыть их от жандармов и лесников. Дорога к землянке была долгой — 20 километров — и трудной, так как двигаться можно было только ночью, чтобы остаться незамеченными. Для того чтобы ввести гонителей в заблуждение, навещавшие пустынников крестьяне, надевали валенки задом-наперед.

После окончания войны святой Гликерий вновь появился среди народа, и началось восстановление старостильных храмов и монастырей, разрушенных в 1936 году. Был построен новый монастырь в селе Слэтиоара с храмом в честь Преображения Господня. О. Давид Бидаску стал первым его настоятелем. Но Старостильную Румынскую Церковь недолго оставляли в покое. В 1950 г. начались новые гонения.

Недалеко от монастыря Слэтиоара находилась лесопильная фабрика. Директор фабрики обратился к органам коммунистической партии с предложением закрыть монастырь, так как звон колоколов якобы мешает ночному отдыху фабричных рабочих. Святой Гликерий повелел всей братии монастыря в течение трех дней держать сухой пост и совершать бдения службы Пресвятой Богородице. Через три дня на фабрике лопнул паровой котел, и фабрику перенесли в другое место.

В 1952 г. к монастырю Слэтиоара подъехали грузовики с милиционерами. Арестовали почти всех насельников, в их числе святого Гликерия и о. Давида Бидаску. Иноки были отправлены на “Канал Смерти” Дунай — Чёрное море и иные лагеря, где несколько иноков погибло.

После освобождения святой Гликерий послал депутацию в Бухарест к известному противнику календарной реформы митрополиту Галактиону (Кордун) с просьбой возглавить Румынскую Традиционную (Старостильную) Церковь. Митрополит Галактион согласился. 21 мая 1955 г. торжественно, под звон колоколов он прибыл в Слатиору, которая стала его резиденцией. В день прибытия он возвел о. Гликерия в сан архимандрита.

О своем решении вернуться на старый стиль митрополит Галактион официально сообщил Румынской Патриархии, а также патриархам Алексию Московскому и Кириллу Болгарскому с которыми он вместе учился в Петербургской Духовной Академии. По тому времени это был акт великой смелости. Карательные меры последовали незамедлительно. Митрополит Галактион и святой Гликерий были арестованы органами Госбезопасности. Гликерий был сослан в село Рэкитоаса (ссыльная зона Бэрэган), а митрополит находился под домашним арестом в новостильном монастыре Черника, позднее в Кэлвдэрушани. Несмотря на это, он тайно совершал рукоположения архиереев и иереев, В день св. Григория Неокесарийского, 16/29 ноября 1956 г. он вместе с другими архиереями тайно рукоположил во епископы архимандрита Гликерия.

Митрополит Галактион (Кордун) скончался в 1959 г., и был погребен возле церкви монастыря Слатиора. после его смерти предстоятелем старокалендарной Православной Церкви Румынии был избран св. Гликерий.

Здесь надо сказать, что рана, которую святой Гликерий некогда получил от жандармов, никогда не заживала и причиняла ему непрестанную боль. В последний год жизни рана открылась, боли резко усилились. Он все более слабел.

В это время наступил престольный праздник монастыря Слэтиоара, день Преображения Господня, на который обычно съезжается много верующих — до пяти и более тысяч человек. Святитель Гликерий сделал большое усилие, чтобы принять участие в праздничной службе, помазуя мvром и благословляя народ

Через некоторое время он слег в постель и более уже не мог посещать церковные службы, которые он так любил. Но зато он удостоился видеть, как служат Божественную Литургию ангелы. Ему являлся также в образе воина св. великомученик Георгий, которого он особо почитал, ибо от рождения носил его имя; каждый день он читал св. Георгию акафист.

За три дня до кончины святитель призвал к себе братию монастыря и верных из села Слатиора и с ними простился. 15/28 июня 1985г. в возрасте 93 лет последовала его блаженная кончина. Он был погребен в церкви монастыря Слэтиора.

Так закончилась земная жизнь Митрополита Гликерия. Его подвиг был подобен подвигу св. Максима Исповедника. Святитель Гликерий не пожелал “идти в ногу со временем” и не устрашился остаться с меньшинством. За святые каноны он претерпел побои, раны и тюрьмы. Жертва его не была напрасной. Своим примером и своей проповедью он пробудил совесть народа и вернул к истинному Православию многие тысячи людей. И так из маленькой горстки его сторонников, воспротивившихся новому (папистскому) календарю, в Румынии выросло широкое старокалендарное движение. В настоящее время Старостильная Румынская Церковь, насчитывает несколько епископов, 150 иереев, 110 приходских храмов и несколько монастырей.

Через некоторое время после кончины святитель Гликерий стал являться разным лицам, повелевая им передать иерархам, что пришло время вскрытия его мощей. Тогда братией монастыря Слатиора была изготовлена прекрасная резная рака. 12 июня 1997 г. его гробница была вскрыта, и были обретены благоухающие святые мощи.

Решением Синода Румынской Старостильной Православной Церкви митрополит Гликерий был причислен к лику святых. Торжество прославления состоялось в монастыре Слатиора при огромном стечении народа 15/28 июня 1999г.

В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ Святитель Гликерий, Исповедник Румынский внесен в святцы Русской Зарубежной Церкви.

Печатается по книге: “Служба, акафист и житие святого иepapxа Гликерия Исповедника”.

______________________________________________________________________

http://www.youtube.com/watch?v=vQBIUP_pOIA&feature=player_embedded

Свт. Марк Эфесский: «Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно?- Ведь благочестивые законы говорят так: «Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры». Если же латиняне ничем не отклонились от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого – величайшая из всех опасностей, то ясно – что они еретики, и мы отсекаем ихкак еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? Не ясно ли – как еретиков? .. Отделили их и отсекли от общего Тела Церкви».

Реклама

комментариев 11 to “Святитель Гликерий (Тэнасе)”

    • ნიკა Says:

      Правила Святых Апостолов 45 : Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен

    • ნიკა Says:

      Свт. Марк Эфесский: «Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно?- Ведь благочестивые законы говорят так: «Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры». Если же латиняне ничем не отклонились от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого – величайшая из всех опасностей, то ясно – что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? Не ясно ли – как еретиков? .. Отделили их и отсекли от общего Тела Церкви».


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: